ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАКАТ

38920.750x0

Завтра 1 августа состоится круглый стол в комитете за гражданские права. Тема круглого стола «Угрозы свободе слова в российском сегменте интернета».

Просматривая материалы, нашла свою статью годичной давности для конференции «Дизайн как форма идеологии» о политическом плакате в интернете. Просмотрела архив политических плакатов и фотожаб 2015 года, а потом просмотрела современные плакаты и фотожабы.

Градус ненависти к России, особенно со стороны Украины просто зашкаливает в различных фотожабах. И именно их можно мгновенно найти в интернете. Куда-то исчезли ироничные плакаты и фотожабы российских авторов, остроумные и добродушно подсмеивающиеся над нашими политиками, с умными историческими параллелями.

Бороться с мерзкими вбросами государству надо не запретами и новыми законами, а адекватным ответом в виде наших политических плакатов и фотожаб сделанных на высоком уровне, злободневно, но корректно.

Прошлогодняя статья ниже.

 

ostalnoe_2_sovpolpost_00088

за 50 лет мало что изменилось, только последствия агрессии теперь мы видим в Европе.

Современный политический интернет-плакат

как пространство визуализации идеологических матриц различных общественных групп

В современной гуманистической мысли идеология перестала трактоваться как искажение реальности. Сегодня она представляется формой конструирования последней.

Это вполне объяснимо и понятно. В прикладных технологиях, таких как реклама, дизайн, ПР-технологии, имиджмейкинг, которые призваны обеспечить успешность и узнаваемость той или иной организации на рынке, мы видим неуклонное требование формировать свой образ и корпоративную культуру, разрабатывать миссию организации, корпоративные нормы и правила, символику, создавать мифы, концепцию, дресс-коды, идеологию. Возложено это не лёгкое дело на лидеров организации, проще говоря, на её руководителей.

Образ прагматично формируется, визуализируется, выстраивается его конструкция на основе идеологической концепции лидеров организации с помощью профессионалов в различных областях от дизайнеров до психологов, от маркетологов до финансистов и имиджмейкеров.

photo-fotozhaby-operacija-v-sirii-02102015-023

В этом смысле у общества вызывает недоумение, как страна может не иметь собственной идеологии, если она намерена конкурировать с другими странами, и при экономическом и политическом взаимодействии в обязательном порядке демонстрировать будущим партнёрам свою концепцию, видение той или иной проблемы, как и весь набор сформированных ценностей.

Одним из каналов коммуникации распространения и закрепления образа любой организации, явления или персоны проявленного через призму общественного мнения является форма такого культурного продукта как плакат.

Многие выросли под влиянием советского агитпрома, который был сделан добротно, с умом и высоким уровнем профессионализма. А.Луначарский говорил: « если революция может дать искусству душу, то искусство может дать революции уста». По существу, искусство в этот период было одной грандиозной рекламой нового строя, нового образа жизни, коммунизма. И выстроена она была по всем законам современной коммерческой рекламы.

Плакат изначально в этой рекламной акции играл одну из главных ролей. Причём направления плакатной рекламы были самые разные – от идеологических до бытовых. Он пропагандировал идеи нового общества, нормы и правила поведения, заботы о собственном здоровье, разъяснял те или иные шаги государства, наглядно отображали через простые и ясные образы сущность и значение  проекта нового мира, положения новой идеологии.

Уже в то время в плакате использовались такие приёмы как фотомонтаж.

Казалось бы, что времена политического плаката давно прошли. В помещение окон РОСТа на Тверской теперь аптека 36, 6, а художников, которые бы могли как Владимир Маяковский легко рисовать и писать под рисунком свои слоганы на политическую тему и тему культуры «Товарищи люди, будьте культурны, не плюйте мимо, плюйте в урны…» уже не существует.

Поэтому практически два десятилетия жанр политического плаката считали практически умершим. Однако, заглянув в соцсети, мы видим удивительную картину того, что люди стали общаться «шершавым языком плаката». Помогают им в этом, безусловно, новые технологии и различные компьютерные программ.

1_bdbe15087d5bcbaa00fe8d8affb_prev

Буквально взрыв как народного, так и профессионального творчества в жанре политического плаката начался в 2011 году и с каждым годом увлечением им только усиливается.

42bf33039b42

Агент миссис Голикова. Автор Андрей Будаев.

Сегодня темами политических плакатов в интернете может стать любое событие, на которое моментально откликается аудитория. Практически это народное творчество, авторов отыскать достаточно сложно, потому что интернет-плакаты тиражируются и распространяются практически мгновенно. В каком-то смысле это своеобразный лубок в обёртке новых технологий. Изображение и текст, иногда не просто остро сатирический, но и грубовато-залихватский. Темами плакатов может стать кто и что угодно: действующие политики и политики прошлого, политические организации, сиюминутные политические ситуации, например такие, как запрет российским байкерам въезжать в Берлин без специального разрешения, во время мотопробега в честь семидесятилетия Победы над фашизмом.

651151

Как политическая коммуникация этот канал работает идеально на обратную и двухстороннюю связь с властью. Если раньше с помощью визуализации через плакатное искусство государство пыталось влиять на поведение граждан, то сейчас эта коммуникация всё более становится передачей информации снизу, и с которой вынуждены считаться люди, ведущие активную политическую и общественную деятельность.

Who

В западной Европе ещё в ХVII веке появилась политическая карикатура. В ХХ веке жанр политической карикатуры широко использовался в политической жизни практически всех стран: в США, Европе, СССР.

Не менее популярен и такой элемент в политической рекламе, в плакатном жанре, как фотография. Фотография всегда создавала ощущение достоверности и доверия к тексту. С другой стороны, сегодня фотография используется и в качестве изменения значения первоначального смысла. Символы, которые используются в фотографии должны быть хорошо знакомы и читаемы зрителем. Таким символом, например, стали фотографии Сталина, которые активно используются в интернет-плакате, символы из советского прошлого, которые сегодня приобретают новое звучание. Символические приемы, вызывают проектируемые чувства при восприятии фотографического образа, например, имиджы различных известных политических фигур, известных своим характером, образом мыслей, действиями, используются как текст за кадром.

Американский исследователь Д. Кроули, один из авторов книги «Власть плаката» писал, что политический плакат, политическая реклама и пропаганда являются одними из самых мощных приёмов установления связей с общественностью.

В интернет-плакате есть и профессиональные лидеры. Творчество такого известного мастера, как Петрыгина-Родионова, популярно в сети Интернет — от Рамблера, Фонтанки.Ру, Газеты.Ру или сайта «Радио «Свобода» до социальной сети «ВКонтакте».

Художник полагает, что  «Политический плакат имеет те же законы и особенности, что и любая реклама. Она должна быть точна, умна и профессиональна. Политика — точно такой же товар, как и любой другой, и продавать его нужно эффективно, учитывая все особенности аудитории. Наши замечательные левые движения никак не могут понять того, что пока они делают свою рекламу в духе агитпроповской макулатуры (я не имею ввиду, разумеется, мастеров-классиков: Клуциса, Родченко, Моора, Дени, Маяковского, Тоидзе и др.) или печатают самопальные листовки, отвращающие своим видом от самых здравых идей, — дело их, конечно, правое, но гиблое. Власть умнее, хитрее и талантливее».

В советское время, журнал «Крокодил», который весь был посвящён политической карикатуре, сатире на проблемные моменты общественной жизни,  пользовался огромной популярностью.

6156107

И сегодня интерес к сатире, особенно политической, ничуть не меньше, чем в те годы. Сайты с политическими плакатами художников, работающих в этом жанре – одни из самых посещаемых в сети Интернет.

Техника политической коммуникации с использованием средств продвижения политического плаката в сети Интернет обладает рядом специфических эффектов.

Во-первых, политическая информация плакатов и листовок органически вписывается в пространство Интернета, эти сообщения общедоступны, их распространение не зависит от пожелания чиновников, они не могут вмешаться и скорректировать текст или изображение. К интернет-плакату можно обращаться вновь и вновь, каждый может его тиражировать и распространять.

Во-вторых, политический плакат это особенная коммуникация посредством визуального образа и слова. Он  захватывает  внимание пользователей всех социальных и профессиональных групп, в плакатных формах смысл и посыл передаются через художественный образ, понятный и доступный пониманию любой аудитории от молодёжи до людей зрелого возраста, разных взглядов и убеждений.

Психологическое воздействие через понятный образ, символ, созданный различными изобразительными средствами активно используется в информационных баталиях сегодня политическими партиями, общественными организациями и государственными структурами.

744

Многие плакаты становятся подлинными произведениями искусства, тем самым усиливают свой пропагандистский пафос, его психологическое воздействие усиливается, его символика понятно людям разных поколений.

Исследователи политических коммуникаций много в последнее время пишут о значении визуальных символов, как наиболее эффективных средств воздействия на человека.

Появилось интересное направление в молодёжной культуре, когда те или иные плакаты, посвящённые как политике, политическим событиям, защите окружающей среды, становятся элементом модного образа. Политические плакаты печатаются на майках и других видах одежды или на аксессуарах.

Плакатами, скачанными из сети Интернет, оформляют интерьер дома и офисов, места, где собираются молодые люди. Плакат становится атрибутом массовой культуры, основным источником распространения которого является Интернет, проводником возникающей идеологии, отношения к событиям общественной и политической жизни.

Елена Евсеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *